
«Я не червонец, чтобы всем нравиться»
- Главная
- Статьи
- Творчество 2013 - наше время
- Профессиональное
Гримасы постсоветской реальности прочно закрепили за индустрией public relations несимпатичный ассоциативный ряд: ложь, манипуляции, здоровый и нездоровый цинизм, отсутствие моральных принципов и т.п. На выходе получилась социально неодобряемая профессия, представителей которой кто-то побаивается, кто-то презирает. А кто-то вообще предпочел бы, чтобы «пиарщики» сгинули в одночасье, сделав мир чище и добрее. Такая демонизация – своеобразное родовое проклятье, с которым я и мои коллеги боремся по мере своих сил (разумеется, в свободное от служения желтому дьяволу время), хотя и относимся к ситуации с пониманием и олимпийским спокойствием. Все мы в большей или меньшей не любим милицию, спецслужбы, налоговую, кое-кто даже врачей, учителей, что никак не мешает существованию этих видов деятельности в обществе.
В то же время, намного неприятнее сталкиваться с неадекватным отношением к PR и PR-специалистам у тех, с кем мы связаны единым бизнес-процессом по долгу службы. А таких основных аудиторий, как минимум три:
- работодатели и клиенты в различных должностных ипостасях – то есть постановщики задач
- сотрудники организаций, для которых выполняются PR-работы – то есть носители информации
- представители СМИ всех типов – редакторы и журналисты
У каждого из них свое представление об идеальном «пиарщике» (ненавижу этот термин, прижившийся с чьей-то нелегкой руки, поэтому не могу отказать себе в удовольствии его закавычить). И вот что, примерно, думают наиболее невменяемые представители этих аудиторий:
Постановщики задач: «Он должен читать мои мысли на расстоянии и уметь трансформировать их в связные тексты и те картинки, которые нравятся моей жене и моему водителю. Ему не нужен бюджет, он может бесплатно добиться публикации в ближайшем номере Financial Times о наших новых вкусовых добавках к булочкам. Он не должен отвлекать от работы остальных сотрудников, потому что они занимаются делом, работают. Он должен заставить все СМИ уважать нас, сделать так, чтобы журналисты писали о нас то, что мы захотим, когда мы заходим, присылали все на согласование и даже не думали стебаться о нашей организации в соцсетях. А еще он должен до начала PR-кампании с прозорливостью Ванги угадать, на сколько процентов вырастут объем продаж и прибыль».
Носители информации: «Он не должен мешать мне играть в компьютерные игры, полировать ногти и перекуривать на работе. Я не хочу писать какие-то комментарии. И говорить не хочу – тоже не хочу. Вдруг ляпну лишнее, и начальство накажет. Поэтому пусть он все напишет за меня, а я потом попью его кровь и мозг. Для порядка, чтобы понимал, что он мне не начальник».
Представители СМИ: «Он обязан мне рассказать ВСЕ без утайки и прямо СЕЙЧАС. Если он говорит, что надо согласовать комментарий носителя информации, он врет и хочет что-то скрыть. Если он говорит, что не имеет права прокомментировать ситуацию и должен разобраться, он нагло врет и явно хочет нанести ущерб общественным интересам».
На все это хочется дать один общий ответ. Господа хорошие, PR-специалист не червонец, чтобы всем нравиться.
Смысл его работы не в том, чтобы угодить небожителям собственной компании или утолить информационный голод СМИ, щедрой рукой делясь фактами, цифрами, бюджетами. А в том, чтобы помочь организации в которой/ и на которую он работает достичь поставленных экономических либо политических целей. Независимо от степени ее социальной ответственности и этической составляющей корпоративной культуры.
Внутри своей организации PR-специалист – детектив, следователь по особо важным делам и чиновник по особым поручениям. Для внешнего мира – адвокат, который защищает своего подзащитного с позиции презумпции невиновности, даже если СМИ настроены откровенно прокурорски. Это единственно правильная позиция.
Поэтому не надо упрекать представителей нашей профессии в назойливости (как это делают сослуживцы), транжирстве (как это делают постановщики задач), жадности, неумении работать оперативно и писать качественные тексты. Правильный «пиарщик» руководствуется в своей работе, прежде всего, интересами своей организации. А эти интересы могут вступать, и объективно вступают в конфликт с интересами перечисленных групп.
Не пытайтесь кроить нас на свой манер. У PR-функции оригинальный фасон и очень много портных.
Приведу две дивно подходящие к сегодняшней теме цитаты. Девиз французской женщины: «Я не могу нравиться всем без исключения, потому что все без исключения не могут обладать безупречным вкусом». Вторая – байка научных кругов о реакции известного физика Капицы на единогласное кооптирование его в число академиков: «Неужели я такое ничтожество, что у меня даже нет врагов?». PR-специалист не обязан соответствовать стереотипно-искаженному представлению своих контактных аудиторий о сути его работы. Он просто должен быть результативным и эффективным – как с точки зрения работодателя/клиента, так и с точки зрения себя самого. И своей семьи, если она есть, конечно. Других задач у него – нет.
http://forbes.net.ua/woman/1355576-ya-ne-chervonec-chtoby-vsem-nravitsya